Ликвидация предприятия, фирмы, ООО - Москва

Новости

11/13/2006
В поисках необходимого субсчета

План счетов содержит немало синтетических счетов, тем не менее случается и так, что стандартного набора не хватает. Как в такой ситуации поступить бухгалтеру: пополнить его дополнительными субсчетами или извернуться и использовать то, что есть? Оба варианта вполне допустимы, однако в каждом из них таится определенный риск.

Д. Александрова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»



На ваше усмотрение

Общеизвестно, что фирмы должны вести бухучет методом двойной записи с использованием Плана счетов бухгалтерского учета (Инструкция по его применению, утверждена приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н – далее Инструкция). В нем предусмотрены синтетические – обобщающие счета первого уровня (например, счет 10 «Материалы») и аналитические счета – субсчета второго уровня – для более детализированного учета (например, 10-1 «Сырье и материалы» или 10-2 «Топливо»). Однако в Инструкции прописано, что фирма, если потребуется, может ввести дополнительные субсчета, исключить ненужные или объединить их. Ведь уже имеющиеся субсчета – не более чем рекомендации Минфина.

Эксперты журнала «Расчет» отмечают, что называть и нумеровать субсчета можно также по собственному усмотрению, ведь в Инструкции четких указаний нет. Например, можно открыть к счету 60 субсчет «2» или субсчет «Ав», – и та, и другая запись у разных бухгалтеров может означать одно и то же: счет 60 субсчет «Авансы выданные». Выбранную нумерацию субсчетов и расшифровку к ним следует указать в приложении к учетной политике – рабочем плане счетов организации (п. 5 ПБУ 1/98).



Отражаем в учетной политике

Как правило, структура каждого счета построена по возрастанию детализации. Например, к счету 10 можно открыть аналитический счет третьего уровня 10-1-1 «Ткани». Аналитические счета четвертого уровня могут содержать информацию по видам тканей. Большинство бухгалтерских программ могут давать и более подробную аналитику.

На сегодняшний день для многих бухгалтеров остается открытым вопрос: нужно ли давать расшифровку только для субсчетов второго уровня или необходимо расшифровать все счета аналитического учета? В пункте 5 ПБУ 1/98 указано, что для учетной политики, рабочий план счетов должен быть построен так, чтобы он отражал полноту и достоверность ведения бухгалтерского учета. Поэтому, если счетов и субсчетов второго порядка достаточно для описания процесса учета, то более детальную аналитику давать не нужно. Например, к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» можно открыть два субсчета: «Авансы выданные» и «Векселя выданные». Их и нужно будет записать в рабочем плане счетов. В бухгалтерских программах предусмотрено по каждому из них ведение аналитических счетов второго порядка – по каждому контрагенту. Перечень этих контрагентов можно вести в справочниках шифров аналитического учета, а в рабочем плане счетов сделать на них ссылку.

Зачастую фирмы используют далеко не все синтетические счета. В таком случае в рабочем плане счетов для учетной политики можно указать только те, которые компания непосредственно применяет в работе. Однако в течение года могут возникнуть операции, требующие отражения на счетах, которые не указаны в рабочем плане счетов. Тогда нужно будет составить дополнения к учетной политике – когда у фирмы будут появляться новые операции, она сможет утвердить способ их учета (п. 16 ПБУ 1/98).



Минфин может не одобрить

Бухгалтеру со временем может потребоваться ввести дополнительный счет, например, если ни один из указанных в плане счетов по своему экономическому содержанию не подходит для отражения на нем нужной информации. Вводить дополнительные счета по собственному усмотрению фирмы не могут, ведь в Инструкции сказано, что для учета специфических операций использовать свободные номера счетов можно только с согласия Минфина. Для этого нужно направить в его адрес письмо, в котором следует четко сформулировать свой вопрос. В противном случае финансисты могут отказать. Так, например, финансисты не одобрили отражение на дополнительном счете операций по передаче имущества компании в оперативное управление учреждениям здравоохранения и образования, предложив фирме для учета этих операций открыть отдельный субсчет к счету 58 «Финансовые вложения» (письмо Минфина от 25 марта 2005 г. № 07-05-06/88).

Допустим, что большая аналитика – еще не повод для значительных изменений. Однако есть и такие ситуации, в которых новые счета просто необходимы, например, учет нематериальных активов, полученных во временное пользование. В действующем плане счетов подходящего по экономическому содержанию забалансового счета нет и как правильно учитывать эти НМА, чиновники пока не пояснили. Эксперты журнала «Расчет» отмечают, что введение дополнительного счета без согласования с Минфином – это прямое нарушение требований Инструкции, а вот использование уже имеющихся счетов в новом значении, может быть, конечно, и не корректно, но вполне допустимо.



Полагайтесь на свой опыт

Зачастую Минфин все же дает рекомендации коммерческим организациям по вопросам бухгалтерского учета, хотя с августа 2004 года в полномочия министерства это не входит (постановление правительства от 30 июня 2004 г. № 329). Например, финансисты в письме от 18 мая 2006 г. № 07-05-03/02 разъяснили, что застройщики, в случае принятия к учету законченных объектов строительства и предназначенных для продажи, могут списать расходы с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи». Также чиновники дали рекомендации, какой проводкой учесть налоговые санкции (письмо Минфина от 15 февраля 2006 г. № 07-05-06/31), посоветовали, как учесть стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков (письмо Минфина от 19 декабря 2005 г. № 07-05-06/338).

Некоторые бухгалтеры боятся самостоятельного творчества, объясняя это тем, что если налоговая инспекция во время проверки увидит проводку, не предусмотренную Планом счетов, то может оштрафовать (ст. 120 НК). Однако переживать не стоит. Чтобы сделать не предусмотренную планом счетов проводку, бухгалтеру фирмы не обязательно дожидаться разъяснений чиновников. В Инструкции по применению плана счетов приведена лишь краткая характеристика счетов и порядок отражения наиболее распространенных ситуаций. И если у фирмы возникают операции, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может составить проводку самостоятельно. Однако, составляя подходящую корреспонденцию, следует помнить, что нужно соблюдать единые подходы, установленные в Инструкции, то есть использовать счета в соответствии с их назначением и экономическим содержанием обобщаемой на них информации.



Источник: ФАФИ

Регистрация ООО, готовые фирмы, ликвидация предприятий
Москва © 2006-2014 All rights reserved