Ликвидация предприятия, фирмы, ООО - Москва

Новости

09/13/2006
Строительство: учет «припозднившихся» расходов

Вскоре многим бухгалтерам строительных организаций предстоит столкнуться с нелегкой проблемой определения себестоимости объектов. Ведь нередко случается, что не успевают провести именно те работы, которые можно выполнить только летом. А в результате в утвержденной смете появляются «несуществующие» расходы.

Н. Дьячкова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»





Особенности учета

Сезонные работы, например, по наладке сложной системы видеонаблюдения можно проводить только в теплое время года. Поэтому, если объект сдают зимой, установить видеоконтроль вовремя не удастся.
В данной ситуации рекомендуется создавать в бухгалтерском учете резерв предстоящих расходов и отражать операции проводками:
Дебет 08 Кредит 96 – создан резерв в сумме, заложенной в смете;
Дебет 01 Кредит 08 – объект введен в эксплуатацию.

Тогда фактически произведенные «опоздавшие» затраты будут списываться уже не на счет 08-3 «Строительство объектов основных средств», а за счет сформированного резерва. То есть по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
После выполнения сезонных работ бухгалтер должен будет скорректировать размер резерва следующим образом:
Дебет 91-2 Кредит 96 – если фактические расходы оказались больше плановых;
Дебет 96 Кредит 91-1 – если фактические расходы не достигли запланированного уровня.

При этом учесть подобные расходы в налоговом учете вообще не удастся, ведь глава 25 Налогового кодекса создание резервов предстоящих расходов не предусматривает, а значит, первоначальную стоимость основного средства включать в «поздние» расходы нельзя. Кроме того, на данные затраты нельзя уменьшить и текущую прибыль, ибо такие капвложения являются расходами капитального характера (ст. 270 НК). Поэтому во избежание налоговых последствий специалисты рекомендуют проводить сдвинутые по времени расходы за свой счет.



А теперь о недостатках

По мнению экспертов журнала «Расчет», этот способ учета затрат имеет ряд существенных минусов.
Во-первых, он не позволяет точно сформировать первоначальную стоимость здания в бухгалтерском учете. Ведь на счет 01 попадут не только фактические затраты по строительству, но и некая плановая цифра резерва предстоящих расходов. Соответственно, уже здесь возникают риски в связи с искажением налоговой базы по налогу на имущество.
Во-вторых, если инспекторы найдут акт приемки изготовленного подрядчиком объекта, которого в бухучете на счете 01 не окажется, то контролер наверняка обвинит фирму в занижении налога на имущество.
И, в-третьих, почему организация не может учесть эти самые «припоздавшиеся» расходы для целей налогообложения прибыли? Ведь та же система видеонаблюдения будет использоваться в производственных целях. Эти расходы подтверждены документально и экономически обоснованны. Значит, они могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Нужно лишь найти правильный вариант их списания.



Самостоятельные ОС

Чтобы «припоздавшиеся» расходы уменьшали прибыль и не причиняли неприятностей, отражать их в учете необходимо в качестве самостоятельного основного средства, а ведь все условия, необходимые для признания актива, как правило, соблюдаются. Возьмем для примера систему видеонаблюдения.
Во-первых, она предназначена для управленческих нужд.
Во-вторых, будет использоваться свыше 12 месяцев.
В-третьих, фирма не предполагает ее перепродавать.
В-четвертых, систему видеонаблюдения ставят, чтобы следить за порядком. Без нее вероятность порчи и расхищения имущества резко повышается. Значит, такая система служит экономическим интересам фирмы.
Таким образом, «видеонаблюдательный» актив соответствует требованиям, предъявляемым к основным средствам пунктом 4 ПБУ 6/01. Поэтому бухгалтер может оприходовать его отдельно, уже после того, как примет к учету здание по сумме собранных на тот момент по дебету счета 08-3 затрат.
Выделив «запоздавший» актив в отдельное основное средство, вы сможете четко сформировать в бухучете его первоначальную стоимость. Ведь при таком подходе в нее войдут только те расходы, которые фирма фактически произвела на дату ввода здания в эксплуатацию. Следовательно, поводов придраться к базе по налогу на имущество у инспекторов не будет.

Аналогичный подход к решению рассматриваемого вопроса должен быть и в налоговом учете. У бухгалтера есть все основания включить смонтированную позже систему видеонаблюдения в состав амортизируемого имущества. Соответствующие нормы главы 25 Налогового кодекса сделать это позволяют.

Так, амортизируемым признается имущество, которое:
– находится у налогоплательщика на праве собственности;
– используется им для извлечения дохода;
– его стоимость погашается через начисление амортизации.
Кроме того, срок полезного использования такого имущества должен быть более 12 месяцев, первоначальная стоимость ­– более 10 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК), а система видеонаблюдения вполне соответствует всем этим параметрам.

Разделять общую сумму предусмотренных проектом расходов на два или несколько объектов основных средств допускают и сотрудники Минфина. Так, в письме от 30 мая 2006 года № 03-03-04/1/487 финансисты заявили, что даже если проектом на строительство торгового центра предусмотрены работы по созданию подъездных путей, стоянок для автотранспорта и т. д., эти затраты нельзя включать в первоначальную стоимость магазина. Иными словами, финансисты рекомендуют учитывать созданные объекты обособленно.



Источник: buhnews.ru

Регистрация ООО, готовые фирмы, ликвидация предприятий
Москва © 2006-2014 All rights reserved